-
О журнале
-
Редакционная коллегия
-
Условия публикации
-
Регламент опубликования статей
-
Публикационная этика
-
Архив
-
Статьи по авторам
-
Статьи по рубрикам
-
Подписка и распространение
-
Библиотека журнала «Вопросы образования»
-
Контакты
Рейтинг Science Index
|
1 место — в рубрике «Народное образование и педагогика» (2020)
10 место — в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год (более 4000 журналов)
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ 2020: 6,925 (с учетом цитирования из всех источников)
Пятилетний импакт-фактор РИНЦ 2020: 3,483
Десятилетний индекс Хирша 2020: 39
|

|
|
|
По материалам VI международной конференции РАИВО |
|
8–9 |
| |
|
10–17 |
Маня Клеменчич - (Manja Klemenčič) занимается исследованиями национальной и международной образовательной политики в Гарвардском университете, где она также читает курс социологии на факультете искусств и наук. Она главный редактор European Journal of Higher Education. Интервью посвящено докладу «Пять теоретических вопросов в исследованиях студентов», с которым почетный гость Российской ассоциации исследователей высшего образования Маня Клеменчич выступила на VI международной конференции «Переосмысливая студентов: идеи и новые исследовательские подходы».
| |
|
18–20 |
Пол Эшвин (Paul Ashwin) — профессор Университета Ланкастера (Lancaster University, UK). Сфера его профессиональных интересов — качество преподавания и обучения в высшем образовании; разработка учебных программ; связь исследований в сфере высшего образования с образовательной политикой. На VI международной конференции «Переосмысливая студентов: идеи и новые исследовательские подходы» почетный гость Российской ассоциации исследователей высшего образования Пол Эшвин выступил с пленарным докладом «Меняет ли студента обучение в университете? Роль знаний в процессе развития студентов».
| |
|
21–34 |
Пол Эшвин (Paul Ashwin) — профессор Центра исследований высшего образования и его оценки, департамент исследований в сфере образования Ланкастерского университета (Великобритания). Адрес: Department of Educational Research, County South, Lancaster University, Lancaster, L A1 4YL, U K. E-mail: p.ashwin@lancaster.ac.uk Предмет исследования — рассогласование между представлениями о содержании понятия «качество высшего образования», важнейшей составляющей которого, с точки зрения автора, является его преобразовательная способность, и применяемыми сегодня способами измерения и сравнения качества образования как в разных университетах Англиии, так и в разных странах. Автор считает, что свойство высшего образования, которое делает его высшей формой обучения, состоит в тех отношениях, которые возникают у студента со знаниями в процессе изучения избранных дисциплин. Именно это свойство должно стать ключевым и в определении понятия «качество образования», и в разработке средств его измерения. Анализируя некоторые из применяемых сегодня методов измерения качества высшего образования, автор подчеркивает, что они не оценивают данное свойство и поэтому не достигают своей цели. Перед исследователями высшего образования автор ставит задачу создать валидные инструменты для сравнения качества образования в разных университетах и разных странах.
| |
|
35–60 |
Малошонок Наталья Геннадьевна - кандидат социологических наук, младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ. Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: nmaloshonok@hse.ru Использование студентами в своей учебной деятельности нечестных приемов является важной проблемой для систем высшего образования во многих странах, в том числе и в России, и приводит к негативным экономическим последствиям. Выясняя, почему студенты выбирают нечестные способы получения оценок, вместо того чтобы вовлекаться в учебный процесс и получать как можно больше знаний и полезного опыта в университете, большинство исследователей сосредоточивают внимание на нечестных практиках, не рассматривая причины и факторы, которые могут обусловливать честное учебное поведение. Рассматривая студенческую вовлеченность как явление, противоположное нечестному поведению, автор выдвигает концептуальную модель влияния честности образовательной среды университета на разные аспекты вовлеченности учащихся в учебную деятельность. Выдвинутая в рамках концептуальной модели гипотеза о взаимосвязи характеристик честности образовательной среды с параметрами студенческой вовлеченности проверяется в эмпирическом исследовании. Используются данные, собранные в ходе проекта «Мониторинг студенческих характеристик и траекторий», реализованного в учебных заведениях Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента. На основании анализа данных о студентах экономических и менеджериальных направлений подготовки в восьми российских университетах сделан вывод, что выдвинутая гипотеза в целом подтверждается и предложенная концептуальная модель может служить продуктивной основой для эмпирических исследований взаимосвязи параметров образовательной среды университета и учебного поведения студента. * в прикрепленном файле упоминается Левада-Центр, включённый Минюстом РФ в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
| |
|
61–83 |
Денисова-Шмидт Елена Викторовна - кандидат педагогических наук, Dr. Phil., лектор Университета Санкт-Галлена (Швейцария), научный сотрудник Центра по изучению международного высшего образования при Бостонском колледже (CIHE) (США). Адрес: University of St. Gallen (HSG), Gatterstr., 3, 9010 St. Gallen, Switzerland. E-mail: elena.denisova-schmidt@unisg.ch
Хубер Мартин - PhD, профессор Университета Фрайбурга (Швейцария). Адрес: University of Fribourg, Bd. DePérolles 90, 1700 Fribourg, Switzerland. E-mail: martin.huber@unifr.ch
Леонтьева Эльвира Октавьевна - доктор социологических наук, заведующая кафедрой социологии, политологии и регионоведения Тихоокеанского государственного университета. Адрес: 680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136. E-mail: elvira.leontyeva@gmail.com Проведен эксперимент с целью выяснить, каким образом знакомство с информационно-просветительскими текстами антикоррупционной тематики (брошюрой с материалами, разработанными Transparency International) влияет на желание студентов принять участие в антикоррупционной кампании и на их мнение о коррупции в целом. 350 студентов из Хабаровска (Россия) и 600 студентов из Львова (Украина) знакомили с брошюрой о вреде коррупции в целом и для системы высшего образования в частности (экспериментальная группа) либо с материалами, не имеющими отношения к коррупции (контрольная группа). Эффекты были статистически значимыми в общей выборке в Хабаровске и только в отдельных социальных группах во Львове. Результаты исследования могут представлять интерес не только для ученых, но и для управленцев и специалистов-практиков.
| |
|
84–109 |
Шмелева Евгения Дмитриевна - стажер-исследователь Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ. Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: eshmeleva@hse.ru Целью исследования было выяснить, в какой степени плагиат и списывание как практики недобросовестного учебного поведения студентов связаны с индивидуальными характеристиками учащихся (например, с их вовлеченностью в учебную и научно-исследовательскую деятельность) и особенностями образовательной среды. Эмпирической основой исследования послужили результаты опроса преподавателей и студентов высших учебных заведений, проведенного в рамках Мониторинга экономики образования 2014 г. Влияние факторов оценивалось с помощью двух бинарных логистических регрессий с результирующими переменными, характеризующими наличие/отсутствие опыта списывания и некорректного заимствования (плагиата). Показано, что на рассматриваемые практики академического мошенничества не влияет существование в вузе формальной или неформальной практики проверки студенческих работ на наличие плагиата. Более существенными с точки зрения предотвращения недобросовестных учебных практик характеристиками образовательной среды оказались демонстрируемое преподавателями нетерпимое отношение к списыванию, их готовность применить строгие меры наказания за него. Факторами, снижающими вероятность академического мошенничества, являются высокая интенсивность подготовки к занятиям, уверенность в связи будущей профессии с получаемой специальностью, ориентация при выборе вуза и специальности на качество образования, а не на его доступность.
| |
|
110–134 |
Балясин Михаил Алексеевич - магистр наук, аналитик Института образования НИУ ВШЭ. Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: MBalyasin@hse.ru Луиш Карвальо - магистр наук, научный аналитик Университета Порту. Адрес: Reitoria da U. Porto, Praça Gomes Teixeira Porto, 4099-002 Porto, Portugal. Португалия. E-mail: luis.carvalho.s@gmail.com Джорджиана Михут - магистр искусств, магистр наук, научный ассистент в Центре изучения международного высшего образования Бостонского колледжа. Адрес: Boston College, 140 Commonwealth Ave., Chestnut Hill, MA 02467, USA. E-mail: mihut@bc.edu В последние годы мнения студентов и контроль качества обучения прочно вошли в категорию вопросов, во многом определяющих политический ландшафт Европы. Благодаря опросам студентов, которые проводят учреждения высшего и среднего специального образования, национальные государственные органы и независимые студенческие организации, стейкхолдеры образовательной системы систематически получают информацию о тех многочисленных аспектах ее деятельности, которые требуют совершенствования. Существенный вклад в пополнение этой информации внес опрос о качестве курсов и предоставляемых студентам услуг (CQSS), который осенью 2013 г. запустил Консультационный совет по качеству курсов (CQAB) при Ассоциации студентов и выпускников Erasmus Mundus (EMA). В отличие от распространенных способов сбора данных, опрос CQSS направлен прежде всего на выявление и сравнение индивидуального опыта обучения, который получают студенты совместных программ магистратуры Erasmus Mundus (EMJMD). В настоящей статье представлены методология и исследовательский инструментарий, которые применялись в ходе второй волны опроса CQSS, охватившей период с 1 июня по 20 июля 2015 г. В рамках опроса проанализирован 2131 ответ студентов из 128 стран, обучающихся по 167 программам. Относительно 78 программ удалось получить мнения десяти и более студентов. Полученная в результате опроса информация может быть использована для улучшения образовательного опыта студентов и повышения качества программ, реализуемых под эгидой Erasmus Mundus. Уроки, которые извлечены в ходе проведения опроса, могут способствовать более эффективному предоставлению образовательных услуг в рамках других международных программ.
| |
Теоретические и прикладные исследования |
|
135–167 |
Бессуднов Алексей Рудольфович - DPhil, преподаватель факультета социологии, философии и антропологии Университета Эксетера (Великобритания). Адрес: Amory Building 318, Rennes Drive, Exeter EX4 4RJ UK. E-mail: a.bessudnov@exeter.ac.uk Малик Валерия Михайловна - ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ. Адрес: Москва, 101000, Мясницкая ул., 20. E-mail: vmalik@hse.ru Используя данные панельного исследования «Траектории в образовании и профессии» (ТРОП), авторы анализируют разницу в доле поступивших в 10‑й класс после окончания 9‑го между юношами и девушками, а также между группами учащихся, различающимися уровнем образования родителей и семейным доходом. В 2012 г. 59% учеников после окончания 9‑го класса поступили в 10‑й, остальные в основном перешли в систему среднего профессионального образования. Девушки поступали в 10‑й класс чаще, чем юноши. Шансов поступить в 10‑й класс у учеников, чьи родители имеют высшее образование и высокие доходы, значительно больше, чем у детей из менее образованных и обеспеченных семей. Следуя международной исследовательской традиции, авторы рассматривают общее неравенство при совершении образовательного перехода как сумму первичных и вторичных эффектов, где первичные эффекты определяются как разница в успеваемости между группами, а вторичные — как разница между группами в вероятности совершения перехода на более высокую образовательную ступень при условии одинаковой успеваемости. В результате статистического анализа были обнаружены вторичные эффекты социально-экономических характеристик семей учеников. Вторичные эффекты пола учеников отсутствуют. Обсуждаются механизмы формирования социально-экономического и гендерного неравенства при переходе в 10‑й класс. Даны рекомендации в отношении образовательной политики, направленной на снижение социально-экономического неравенства в образовании.
| |
|
168–190 |
Косарецкий Сергей Геннадьевич - кандидат психологических наук, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: skosaretski@hse.ru Куприянов Борис Викторович - доктор педагогических наук, аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: boriskuprianoff2012@yandex.ru Филиппова Дарья Сергеевна - аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: d.s.filippova@gmail.com Представлены результаты исследования участия детей в дополнительном образовании, проведенного НИУ ВШЭ совместно с Левада-Центром* в рамках Мониторинга экономики образования в 2013 г. Обследованием были охвачены более 2 тыс. родителей школьников, занимающихся дополнительным образованием в организациях различного типа. Проанализированы связи между особенностями участия детей в дополнительном образовании (интенсивность, дискретность и продолжительность потребления услуг; выбор типов программ дополнительного образования и организаций; место дополнительного образования в структуре свободного времени и каникулярного периода) и характеристиками семей (место проживания, имущественный и культурно-образовательный статус). Обсуждается влияние на проявление неравенства в доступе к дополнительному образованию особенностей организации и регулирования сферы дополнительного образования детей в Российской Федерации. Сформулированы предложения по учету выявленных различий в политике государства в сфере дополнительного образования. В частности, политика государства в отношении детей из семей с неблагополучным социально-экономическим бэкграундом и детей, проживающих в сельской местности, должна сочетать два типа инструментов: 1) информирование и повышение мотивации родителей к включению детей в дополнительное образование; 2) социальная поддержка семей (введение сертификатов на услуги дополнительного образования детей; квотирование бюджетных мест на высококачественных программах дополнительного образования; целевое финансирование дополнительных общеобразовательных программ в сельских школах, а также в школах, работающих со сложным контингентом). * Решением Минюста РФ Левада-Центр включён в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
| |
Практика |
|
191–204 |
Лученков Андрей Владимирович - заместитель проректора по учебной работе Сибирского федерального университета, сотрудник Центра организационно-методического обеспечения Федеральных государственных образовательных стандартов. Адрес: Красноярск, 660041, пр. Свободный, 79/10. E-mail: aluchenkov@sfu-kras.ru Цель старшей школы в модели, ориентированной на возрастные особенности учащихся, — создание условий для самоидентификации выпускника как человека, способного ставить цели и достигать их, для формирования готовности к образовательному и жизненному самоопределению. Модель была внедрена в красноярской гимназии «Универс». Для оценки ее эффективности с точки зрения формирования у старшеклассников готовности к самоопределению с помощью батареи диагностических методик были дважды — в конце 9‑го класса и в конце 11‑го класса — обследованы экспериментальная и контрольная группы учащихся. Экспериментальную составили старшеклассники гимназии «Универс», контрольную — учащиеся двух соседних школ. Между экспериментальной и контрольной группами выявлены значимые различия по всем показателям готовности к самоопределению: мотивационно-потребностному, когнитивному и деятельностно-практическому. На этом основании автор утверждает, что формирование готовности к самоопределению, собственного мировоззрения и нравственного сознания возможно и происходит с большей эффективностью в учебных заведениях, организованных по модели, ориентированной на возрастные особенности учащихся.
| |
|
205–224 |
Королёва Диана Олеговна - аналитик Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ. Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: dkoroleva@hse.ru Чтобы оценить использование российской школой современных способов электронного обучения, мобильных технологий и социальных сетей в образовательном процессе, проведено анкетирование московских школьников и учащихся иных образовательных учреждений в возрасте 16–18 лет. Объем выборки составил 3194 респондента. Описаны три волны информатизации российской школы и те вызовы, с которыми система столкнулась за последние пять лет: массовое использование учащимися мобильных телефонов и карманных персональных компьютеров со скоростным доступом к Интернету, активное применение сервисов социальных сетей для общения, поиска и хранения информации. Показано, что в школьной системе налицо определенный прогресс: сегодняшние учителя общаются со школьниками по электронной почте и в социальных сетях, периодически задают домашние задания, которые необходимо выполнять онлайн или с использованием интернет-сервисов. Тем не менее школа остается крайне консервативным институтом. Система обазования нечувствительна к быстро меняющимся технологиям, использование только традиционных методик и игнорирование новых существенно тормозит процесс модернизации.
| |
|
225–244 |
Дьячкова Эльза Анатольевна - ведущий эксперт Центра международной конкурентоспособности высшего образования Института образования НИУ ВШЭ, аспирант НИУ ВШЭ. Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: edyachkova@hse.ru Рассматриваются существующие в мировой практике методики управления доходами от эндаумента и возможность их применения в российских университетах. Наиболее актуальными в исследовании расходования средств от эндаумента являются такие вопросы, как реинвестирование дохода от целевого капитала; определение объема доходов от целевого капитала, который может быть использован; использование самого «тела» эндаумента, а не только процентов; определение направлений расходования эндаумента. Представлен обзор показателей финансовой деятельности фондов целевых капиталов и направлений расходования доходов от целевого капитала в российской практике. На примере Фонда целевого капитала НИУ ВШЭ проанализировано применение методов для определения сумм расходования и смоделированы финансовые показатели за период 2008–2014 гг. Политика, которой руководствуется университет в распределении доходов Фонда целевого капитала, позволяет реализовать принцип сохранности. В стабильных условиях такая политика целесообразна, но в период кризиса и с учетом того, что капитал в основном рублевый, обоснованность следования данному принципу может быть поставлена под сомнение. При использовании методов, основанных на стоимости чистых активов, эндаумент НИУ ВШЭ смог бы обеспечить принцип равенства поколений с ежегодным распределением доходов в пользу будущего и настоящего поколений.
| |
Из истории образования |
|
245–273 |
Зарецкий Юрий Петрович - доктор исторических наук, профессор факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: yzaretsky@hse.ru На основе анализа новейших работ историков и диссертаций XVII–VIII вв. реконструируются важнейшие составляющие практики присуждения ученых степеней в немецких университетах раннего Нового времени. Задача реконструкции — понять, можно ли считать эту практику сопоставимой с нечестными способами получения академических степеней в современном мире. Раскрываются представления об ученой степени в европейской культуре до эпохи Модерна, рассматриваются магистерские и докторские диссертации XVII–VIII вв., обсуждается проблема их авторства, анализируются изменения, произошедшие в процедуре защиты диссертаций и историко-культурные предпосылки рождения докторской степени современного типа. Поскольку основные социальные, культурные и интеллектуальные перемены, способствовавшие появлению общепринятого сегодня понимания академических степеней, завершились лишь к началу XIX в., автор считает необоснованным предъявлять современные научные и нравственные критерии к практике присуждения их в более ранний период. Из такого заключения не следует, что фальшивых ученых степеней в Европе раннего Нового времени не было или что они были редкостью, —просто сама «фальшивость» понималась тогда иначе.
| |
Книжные обзоры и рецензии |
|
274–285 |
Любжин Алексей Игоревич - доктор филологических наук, научный сотрудник отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ. Адрес: Москва, 103073, ул. Моховая, 9. E-mail: vultur@mail.ru Автор полностью солидарен с выводами исследовательницы о том, что при организации школьного дела в многонациональном сообществе необходимо учитывать особенности восточноазиатского менталитета и учебные установки восточноазиатских детей. При этом он полагает, что проведенное исследование отвечает фактически на вопрос более конкретный, чем сформулирован в заглавии книги: оно сравнивает культурные основы обучения не на Востоке и Западе, а в традиционной конфуцианской школе и современной американской, и к тому же отвлекаясь от содержания образования и его предметной структуры. В течение ближайших десятилетий у нас будет возможность оценить последствия соревнования этих двух моделей школьного обучения и выяснить, найдут ли одтверждение в реальности подспудная мысль Цзинь Ли о преимуществах конфуцианского подхода и ее прогноз о снижении творческого потенциала европейцев и американцев и притуплении их исследовательских способностей в связи со школьным старанием развить и то и другое.
| |
|
|